Русская версияEnglish version
(343) 374-15-74
(343) 374-15-76

E-mail: mail@ucee.ru
-=  =-
УЦЭЭ. Энергосбережение, ресурсосбережение, аудит: экологический, энергетический. Киотский Протокол.УЦЭЭ. Энергосбережение, ресурсосбережение, аудит: экологический, энергетический. Киотский Протокол.
 english version
Презентации, статьи, публикации
Версия для печати

Ануфриев В.П., Кулигин А.П. Низкоуглеродная экономика, энергоэффективность, устойчивое развитие /Дискуссия, декабрь 2011/

 

Международные обязательства по сокращению эмиссий парниковых газов.

На Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) было принято два исторических документа. К ним относятся:

-  Рамочная конвенция об изменении климата (РКИК), имеющая статус многостороннего договора

-  Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию, провозгласившая принцип устойчивого развития, в соответствии с которым «Право на развитие должно быть реализовано, чтобы обеспечить справедливое удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений в областях развития и окружающей среды»[1].

Хотя второй документ и не имеет договорно-правового характера, его следствием явилось представление Правительством РФ и утверждение Указом Президента РФ № 440 от 1 апреля 1996 г. Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.

На первый взгляд эти два документа напрямую не связаны между собой, однако при более детальном рассмотрении становится ясным, что как сама РКИК, так и принятый в ее развитие Киотский протокол, играют ключевую роль в обеспечении устойчивого развития. Это обусловлено следующими факторами:

1. Ограничения на выбросы парниковых газов, накладываемые Киотским протоколом, практически являются ограничениями на использование невозобновляемых ресурсов ископаемого органического топлива. Сжигание ископаемого топлива  является источником более чем 80% всех эмиссий парниковых газов в России[2].

Таким образом, и РКИК, и Киотский протокол являются мощным стимулом снижения энергоемкости экономики и, как следствие, ресурсоемкости. Такое ограничение является особенно актуальным, если учесть, что мир вступил в стадию истощения ресурсов. Снижение потребности в ископаемом топливе является необходимым условием устойчивого развития.

Существует мнение, что Киотский протокол сдерживает социально-экономическое развитие, поскольку ограничения на выбросы парниковых газов, по сути, являются ограничениями на потребление топливно-энергетических ресурсов. Но такой взгляд представляется поверхностным. На самом деле эти ограничения являются лишь барьером на пути использования устаревших энергозатратных технологий и процессов, на пути нерационального использования топливно-энергетических ресурсов, включая все виды потерь. Такие ограничения стимулируют техническое перевооружение, внедрение  инновационных технологий, аппаратов, процессов и, в конечном итоге, повышение эффективности экономики.

2. Кроме того, деятельность топливно-энергетического комплекса является одним из основных источников воздействия на окружающую природную среду. В частности, в Свердловской области ТЭК отвечает за 50 % всех выбросов в атмосферу и 26 % используемой свежей воды. Снижение потребления энергии и топлива приведет к снижению воздействия на окружающую среду и ее оздоровлению, что также способствует выполнению принципов устойчивого развития.

3. Киотский протокол стимулирует проведение мероприятий по росту поглощения углерода лесами, т.е. те мероприятия, которые приводят к сохранению и восстановлению лесов. Это также способствует реализации принципов устойчивого развития.

4. И, безусловно, главное, на что направлены РКИК и Киотский протокол &ndash это противодействие антропогенному изменению климата. Существует множество данных, свидетельствующих о том, что глобальные климатические изменения ведут к росту числа и интенсивности аномальных гидрометеорологических явлений и, как следствие, росту числа природных и антропогенных катастроф, росту вызываемого ими экологического и экономического ущерба. Противодействие изменению климата и связанных с этим неблагоприятных явлений означает проведение политики, направленной на обеспечение устойчивого развития.

По оценкам Доклада стабилизация концентраций парниковых газов в атмосфере на уровне, не допускающем катастрофических изменений климата, потребует снижения выбросов парниковых газов на 50 % к 2050 году по сравнению с уровнем 1990 года[3].

На климатическом саммите в Копенгагене Президентом РФ были озвучены целевые показатели РФ по сокращению выбросов парниковых газов на период до 2020 г. (так называемый пост-Киотский период), которые составляют 15-25% от уровня 1990 года в зависимости от обязательств, принимаемых на себя другими странами. Эти целевые показатели озвучены на фоне амбициозных планов ведущих зарубежных стран по снижению выбросов парниковых газов (табл.1).

Таблица 1

Целевые показатели по снижению выбросов ПГ (от уровня 1990 г.)

№ п/п

Страна

Год

2020

2050

1

ЕС в целом

20-30 %

 

2

Великобритания

 

80 %

3

Германия

 

80 %

4

Япония

25 %

 

5

Австралия

5-25 %

 

6

Норвегия

30-40 %

 

7

США

17 %

83 %

8

Казахстан

17 %

 

9

Россия

15-25 %

 

Для достижения поставленных целей необходима разработка стратегии их достижения.

В настоящее время в России, в отличие от ведущих зарубежных стран, отсутствует законодательство, которое бы напрямую вводило нормативы выбросов или ограничения на выбросы парниковых газов для субъектов хозяйственной деятельности, а также устанавливало рыночные механизмы в этой сфере. Введение таких нормативов находится также за пределами компетенции регионального правительства.

Несмотря на то, что анонсированные целевые показатели не приняты официально и не делегированы на уровень субъектов РФ, Свердловская область выступила с инициативой реализации пилотного Российско-Британского проекта по созданию основ для низкоуглеродного развития на региональном уровне. Одна из причин этого заключается в том, что Свердловская область занимает лидирующие позиции в РФ по энергопотреблению, выбросам парниковых газов и загрязняющих веществ.

Важность активной позиции региональных и местных органов власти по вопросу низкоуглеродного развития отмечена Программой развития ООН и отражена в соответствующем Пособии[4].

Информационную основу для разработки Стратегии низкоуглеродного развития Свердловской области составляли данные по текущим и прогнозным выбросам парниковых газов. Эти данные были получены в результате инвентаризации парниковых газов, проведенной Уральским центром энергосбережения и экологии (УЦЭЭ) в 2010-2011 гг.

В 2008 г. эмиссии парниковых газов составили порядка 80 % от уровня базового 1990 года, что создавало угрозу невыполнения целевых показателей до 2020 г. (75-85 % от уровня 1990 г.). Однако в результате экономического кризиса и снижения объемов выпуска продукции  выбросы в 2009 г. снизились до 66 % от уровня 1990 г. и перешли в относительно безопасную зону.

Поскольку горизонт планирования Стратегии составляет 2020 г., то было крайне важным сделать прогноз выбросов парниковых газов на этот период (рис.1). Для составления прогноза использовалось несколько сценариев потребления топлива. При этом использовались Энергетическая стратегия РФ 2030, Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 г., программа энергосбережения Свердловской области[5], прогноз развития электроэнергетики в Свердловской области до 2020 г., подготовленный Агентством по прогнозированию балансов в электроэнергетике (АПБЭ)[6].

 

Рис.1. Текущие и прогнозные выбросы парниковых газов (данные УЦЭЭ)

Анализ показывает, что большинство сценариев не приводит к превышению выбросов парниковых газов относительно значения  75 % от уровня 1990 г. Однако наблюдается тенденция к увеличению темпов роста эмиссий, что создает предпосылки для превышения этого значения в достижению показателей, соответствующих рекомендациям Доклада. Поэтому в качестве целевого показателя эмиссий на период до 2020 г. было рекомендовано использовать значение 75 % от уровня 1990 г.

Для оценки направлений и потенциала снижения выбросов парниковых газов была проанализирована структура источников эмиссий.

Основным источником выбросов парниковых газов в Свердловской области является ТЭК. Его доля в 2009 г. составила 71,2 % от всех выбросов парниковых газов, обусловленных сжиганием топлива. При этом более половины всех выбросов обусловлено работой электростанций (см. Табл.2). Еще порядка 12 % выбросов обусловлено потреблением топлива в промышленности, 4 % - потребление населением (Табл.2).

Таблица 2

Доля ТЭК в эмиссии парниковых газов в Свердловской области (2009 г.)

Всего эмиссии ПГ

100,0 %

ТЭК

71,2 %

в т.ч.  электростанции

53,6 %

котельные

11,9 %

транспорт газа

5,6 %

Промышленность

12,1 %

Население

4,3 %

Прочие неучтенные источники

14,4 %

При этом следует иметь в виду, что 57 % вырабатываемой электрической энергии потребляется промышленностью.

Каким образом показатели низкоуглеродной стратегии связаны с остальными показателями стратегии развития ТЭК? Ограничения на эмиссию ПГ &ndash это путь к оптимизации использования ископаемого органического топлива. Поэтому ограничения на эмиссию парниковых газов стимулируют:

 

  • Снижение потребности в топливе и энергии у конечных потребителей
  • Сокращение потерь энергии при ее передаче
  • Повышение эффективности выработки энергии на ископаемом топливе
  • Повышение доли местных видов топлива, ВИЭ и ВЭР в структуре потребления энергии
  • В конечном итоге, повышение энергетической эффективности экономики, снижение энергоемкости ВРП.

    Для достижения целевого показателя эмиссий до 2020 г. по оценкам УЦЭЭ необходимо будет снизить потребление топлива на 852 тыс. т у.т./год относительно базового сценария развития. Следует отметить, что инновационный сценарий АПБЭ составлен без учета реализации мероприятий по энергосбережению. Поэтому  снижение потребления топлива будет происходить за счет повышения энергетической эффективности секторов экономики.

    Потенциал энергосбережения и снижения выбросов парниковых газов.

  • Для оценки основных направлений снижения выбросов парниковых газов была рассмотрена структура потребления топливно-энергетических ресурсов и определены сектора, которые обладают наибольшим потенциалом сокращения выбросов парниковых газов.

    Анализ показывает, что более 60 %  топлива в Свердловской области расходуется на выработку тепловой и электрической энергии. Причем почти 60 % электроэнергии расходуется промышленными предприятиями. Соответственно, особое внимание при разработке стратегии уделялось эффективности выработки тепловой и электрической энергии, а также эффективности ее передачи.

    Кроме того, был оценен потенциал энергосбережения у конечных потребителей, выраженный в экономии первичной энергии, а также потенциал использования возобновляемых источников энергии. Таким образом, основные направления стратегии низкоуглеродного развития структурированы следующим образом:

    1.  Повышение эффективности выработки энергии.

    а)  Постепенное повышение эффективности выработки электроэнергии по конденсационному циклу на электростанциях, работающих на угле. Это осуществляется за счет вывода из эксплуатации старых угольных котлов и ввода современных.

    б)  Постепенная замена конденсационного цикла выработки электроэнергии на парогазовый для крупных электростанций, работающих на природном газе.

    в)  Расширение использования потенциальной энергии природного газа высокого давления магистральных газопроводов для выработки электроэнергии детандер-генераторами.

    г)  Увеличение объемов распределенного производства электрической энергии по когенерационному циклу. Эта схема с наибольшим эффектом может быть реализована в первую очередь в производственных котельных, для которых характерны небольшие сезонные колебания нагрузки. Кроме того, имеется потенциал и у отопительных котельных.

    2.  Снижение потерь при передаче тепловой и электрической энергии.

    3.  Снижение потребности в энергии и топливе у конечных потребителей:

    4.  Развитие местных видов топлива (включая использование отходов), вторичных энергоресурсов и ВИЭ также внесет свой вклад в снижение выбросов парниковых газов.

    Общий технический потенциал снижения выбросов парниковых газов в Свердловской области составляет порядка 25-30 %.При этом учитывалось, что общий потенциал снижения выбросов парниковых газов меньше простой суммы потенциалов по каждому направлению стратегии, перечисленному выше. Это обусловлено тем, что снижение потребности в энергии у конечных потребителей или снижение потерь энергии при передаче пропорционально сокращает потребность в вырабатываемой энергии. Соответственно, сокращается и абсолютный потенциал энергосбережения при выработке электроэнергии.

    Следует также иметь в виду, что экономически обоснованный потенциал гораздо ниже технического, поскольку не все затраты на энергосбережение окупаются в привлекательные для бизнеса сроки.  Этот потенциал зависит от многих факторов, в том числе цен на энергоносители. Экономически обоснованный потенциал может быть увеличен за счет мер государственной поддержки мероприятий, снижающих углеродоемкость экономики. Использование механизмов гибкости Киотского протокола также способствует увеличению экономически обоснованного потенциала.

    Например, использование этого механизма в Свердловской области повысило инвестиционную привлекательность для 5 проектов, которые оформлены как проекты Совместного Осуществления. Суммарное среднегодовое снижение эмиссий составляет порядка 3,3 млн. т СО2-экв или 4,1 % от текущего объема эмиссий.

    Связь низкоуглеродной стратегии с концепцией устойчивого развития.

    Низкоуглеродная стратегия Свердловской области играют ключевую роль в обеспечении устойчивого развития. Это обусловлено тем фактом, что контроль за эмиссией парниковых газов согласно Киотского протокола фактически является не ограничением, а оптимизацией использования ископаемого топлива.

    Вследствие этого Киотский протокол является мощным стимулом снижения энергоемкости экономики и, как следствие, ресурсоемкости, поскольку добыча и преобразование ресурсов также связано с энергетическими затратами. Такое ограничение является особенно актуальным, если учесть, что мир вступил в стадию истощения ресурсов. В частности, в РФ уровень добычи нефти на протяжении нескольких лет уже снижается и по оценке некоторых специалистов пик добычи нефти уже пройден[7]. Кроме того, ограничения на сжигание ископаемого топлива является стимулом для развития альтернативной энергетики, использования вторичных энергетических ресурсов (например, с помощью тепловых насосов).

  • Свердловская область обеспечена собственными энергетическими ресурсами лишь на 3 %. Поэтому сокращение потребления невозобновляемых энергоресурсов является необходимым условием устойчивого развития. Кроме того, поскольку в топливно-энергетическом балансе Свердловской области почти половина ТЭР приходится на привозной высокозольный уголь, снижение потребления топлива положительно скажется и на устойчивости транспортной инфраструктуры региона. Это приведет к частичной разгрузке железных дорог, будет способствовать снижению дефицита подвижного состава. Например, только Рефтинская ГРЭС потребляет шестнадцать железнодорожных составов Экибастузского угля в сутки.

    Деятельность топливно-энергетического комплекса является также одним из основных источников воздействия на окружающую природную среду. В частности, в Свердловской области ТЭК отвечает за 50 % всех выбросов в атмосферу, 26 % используемой свежей воды. Существенным источником воздействия на окружающую среду также являются отходы (золоотвалы). Снижение потребления энергии и топлива приведет к снижению воздействия на окружающую среду и ее оздоровлению, что также способствует выполнению принципов устойчивого развития.

    Объединение трех эффектов (снижение энергопотребления, сокращение выбросов парниковых газов и снижение предотвращенного экологического ущерба), а также их синергетическое положительное воздействие на экономику региона наглядно продемонстрировано на рис. 2.

  • Рис. 2.  Связь энергоэффективности, выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов[8]

  • Таким образом, анализ программы энергосбережения и результатов инвентаризации парниковых газов в Свердловской области показывает, что снижение выбросов ПГ на 25 % к 2020 г. от уровня 1990 г. является реальным. При этом не накладывается никаких ограничений на развитие экономики Свердловской области. Сохранение этого уровня выбросов ПГ в последующий период невозможно без принятия специальных мер в регионе в рамках Стратегии низкоуглеродного развития. Принятие такой Стратегии будет способствовать повышению энергетической, экологической и климатической безопасности Свердловской области. Эта деятельность органично вписывается в реализацию Климатической доктрины Российской Федерации.


    [1] Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию. Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию. &ndash Рио-де-Жанейро, 1992.

    [2] Пятое национальное сообщение Российской Федерации, представленное в соответствии со статьями 4 и 12 Рамочной Конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата и статьей 7 Киотского протокола. &ndash М., 2010.

    [3] Доклад о развитии человека 2007/2008. Борьба с изменениями климата: человеческая солидарность в разделенном мире. / Пер. с англ. &ndash М.: Издательство «Весь Мир», 2007.

    [4] Контуры нового низкоуглеродного пути развития. Комплексное климатическое планирование. Пособие для региональных органов власти // Программа развития ООН, 2009.

    [5] Региональная программа по энергосбережению и повышению энергетической эффективности Свердловской области на 2010-2015 годы и целевые установки на период до 2020 года. Утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от 24 марта 2010 г.  №  472-ПП.

    [6] Прогнозы электропотребления, максимумов нагрузки, балансов электроэнергии и мощности по Свердловской области до 2020 года. Отчет // ЗАО «Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике». М.,2010.

    [7] Материалы Международной конференции «Попутный Нефтяной Газ 2011», 25 марта 2011 г. М.: 2011.

    [8] Ануфриев В.П. Энергоэффективность &mdash проблема комплексная // Академия энергетики. 2009. № 5 [31]. С.36-40.

    /Статья опубликована в жарнале "Дискуссия", декабрь 2011/

  • Опубликовано: 09.12.11




    Предложение по тепловизионному обследованию для владельцев риэлторских компаний и владельцев коттеджей

    Специалисты ООО «Уральский центр энергосбережения иэкологии» производят работы по тепловизионному обследованию жилых и нежилых зданий,квартир, дачных домов и коттеджей находящихся в черте города Екатеринбурга, атакже в Свердловской области...

    Перейти »

    Для расчета стоимости ЭНЕРГОАУДИТА, оформления ЭНЕРГОПАСПОРТА и разработки ПРОГРАММЫ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ Вы можете скачать опросный лист и прислать его заполненным нам на электронный адрес mail@ucee.ru.

    Энергетический кристалл

    ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ЧЕЛОВЕКА

     

    Грв-метод. Съемки энергетического поля человека. Аналогия грв-грамм человека и энергетического паспорта здания.

     

    Перейти »
    ""&quotRambler's  
    Яндекс.Метрика
    Русская версия English version